В большинстве случаев для подключения фреоновых трубок кондиционера используется метод развальцовки. Он обеспечивает герметичное и аккуратное соединение, при котором трубки можно легко демонтировать. Однако, порой монтажнику приходиться использовать пайку или даже сварку для соединения труб.
В этой статье мы подробно расскажем, какие инструменты необходимо использовать для пайки медных труб, как выполняется соединение с помощью пайки и можно ли заварить трубку кондиционера, используя сварку аргоном.
Комплектующие и инструменты
Чтобы правильно выполнить пайку медных труб для вашего кондиционера, важно правильно подобрать расходные материалы.
Первое, на что стоит обратить внимание — сами трубки. Чаще всего используются медные трубки, поскольку они достаточно пластичные, при этом прочные, выдерживают рабочую температуру до +100 градусов по Цельсию, им не страшна коррозия и химический состав фреона.
Инструменты и материалы для пайки трубок кондиционера:
-
Труборез. Обязательный инструмент. Мы категорически не рекомендуем использовать ножовку вместо трубореза. В противном случае вы получите неаккуратный срез, а также увеличите вероятность попадания металлической стружки внутрь трубы;
-
Инструмент для сгибания труб. Трубы можно согнуть и вручную, но в процессе вы легко повредите металл, на нем появятся заломы. А это недопустимо;
-
Газовая горелка с регулировкой пламени;
-
Припой для пайки медных труб (мягкий или твердый, не принципиально);
-
Газовая смесь;
-
Металлическая щетка и наждачная бумага;
-
Средства защиты (маска и очки — минимальный набор).
Остановимся подробнее на припое. Припой может быть серебряным или медно-фосфорным. Если в составе есть еще и кадмий, значит вы обязаны использовать средства защиты. Поскольку при нагревании такие припои источают токсичные пары.
Для работы с медными трубами лучше использовать серебряный припой для пайки. Медно-фосфорные припои чаще используют при работе с алюминием. Об алюминии мы еще скажем в конце статьи, когда упомянем сварку аргоном. Но, в общем и целом, статья посвящена пайке именно МЕДНЫХ трубок.
Пару слов о газовой смеси. Необходимо использовать только качественные смеси, ведь от этого во многом зависит надежность и герметичность соединения. Перед пайкой проверьте смесь: факел должен быть ярко-синим на протяжении всей длины. Если цвет скорее напоминает бледно-голубой, скорее всего в его составе слишком много кислорода. А это значит, что металл будет быстрее окисляться. По возможности, не используйте такие смеси в работе.
Далее мы расскажем, как осуществляется пайка медных труб для системы кондиционирования, и какие нюансы нужно учитывать.
Как выполняется работа
Концы трубок необходимо предварительно зачистить с помощью наждачной бумаги или жесткой металлической щётки, уменьшив тем самым толщину стенки и подготовив поверхность к работе. Также металл нужно обезжирить. На трубках не должно быть следов грязи или краски. Любые загрязнения ухудшают качество шва.
Одну трубку необходимо вставить в другую на длину, равную диаметру этих самых трубок. При этом зазор должен быть минимальным! Одна трубка должна довольно плотно входить в другую. Но будьте аккуратны, медные трубы легко деформируются, при избыточной силе на них могут образоваться заломы. А это недопустимо.
Далее нужно прогреть припой, предварительно опустив его во флюс. Последний защитит припой от окисления. Слой флюса должен быть небольшим! В противном случае соединение будет некачественным.
Пайка медных трубок кондиционера осуществляется с помощью пламени от газовой горелки. Горелку нужно вести плавно. Во время работы используется припой для пайки. Он должен проникать в зазор между трубками. Прогревайте горелкой не только место соединения двух труб, но и сантиметров 5-10 слева и справа от стыка.
После проведения пайки необходимо счистить следы флюса с поверхности трубки. Используйте металлическую щетку или наждачную бумагу, чтобы добиться гладкой поверхности стыка.
Важные нюансы, на которые стоит обратить внимание:
-
Используйте горелку с регулировкой интенсивности пламени. Так вы сможете четко регулировать температуру нагрева деталей. Далее мы еще затронем вопрос пайки при низких и высоких температурах;
-
Используйте средства защиты: маску и очки. Также откройте окно. Некоторые припои могут выделять токсичный газ при нагревании, позаботьтесь о своем здоровье;
-
Нагревайте стык медленно и равномерно, не спешите. Главная задача — добиться аккуратного герметичного шва.
Оптимальная температура пайки
Пайку следует выполнять именно в низкотемпературном режиме. Это означает, что трубы в месте соединения не должны нагреваться выше 427 градусов по Цельсию. Этот метод наиболее эффективен: достигается локальный нагрев, металл почти не окисляется, шов получается аккуратным.
А вот о высокотемпературной пайке лучше забыть. При соединении фреоновых труб этот метод не применяют. При повышенной температуре не удается добиться такого же точного и герметичного стыка, как при низкотемпературной пайке. Это особенно актуально, если вы выполняете работу в домашних условиях и не обладаете достаточным опытом.
В некоторых случаях пайка с применением высокой температуры оказывается вполне жизнеспособной, но нужно соблюсти множество нюансов. Эта работа под силу только опытному мастеру, который знает, почему в том или ином случае лучше применить высокотемпературный метод.
Пару слов о сварке
Метод сварки аргоном, да и сварка в принципе, редко применяется при прокладке фреоновых труб. Аргонная сварка хороша в тех случаях, когда используются алюминиевые трубки. Но зачастую для трассы применяют медные трубы. Почему? Прочтите статью ниже, чтобы узнать об этом подробнее.
Читайте также: Выбираем медные трубки для монтажа кондиционеров
В этой статье мы не будет касаться вопроса аргонной сварки, поскольку этот метод применяется крайне редко. Если вы находитесь на этапе подготовки, лучше купите медные трубы и используйте пайку или развальцовку. Это проще и быстрее.
Итоги
А вот сварка трубок кондиционера оправдана только в том случае, если трубы алюминиевые. В таком случае используется метод аргоновой сварки. В этой статье мы не останавливались подробно на данном методе, поскольку алюминиевые трубы крайне редко используются при прокладке фреоновой трассы.